В начале создания любого бизнеса нас атакуют такие вопросы как:
- Где искать клиентов
- Как продавать
- Что будет если не получиться
Эти и многие другие вопросы ищут ответов.
Позвольте поделиться с Вами в этой статье своим небольшим опытом. В процессе поиска клиентов я использую три основных способа:
- Прямые продажи
Маркетинг
Реклама
Пройдёмся по ним по порядку
Прямые продажи
Прямые продажи это когда мы что-то продаём клиенту на прямую. Они могут делаться при личной встрече, по телефону, через интернет.
Визитки являются одним из видов рекламы, а бизнес как известно в рекламе нуждается. Поэтому основные клиенты это представители бизнес среды.
Первым делом я сделал образцы разных визиток, составил прайс-лист, распечатал его и пошёл в «поле». У нас в городе имеется несколько вещевых рынков. Там я и начал предлагать свои услуги по изготовлению визитных карточек. Там же нашёл клиентов. Затем обошёл со своим предложением офис — центры. Небольшие магазинчики.У нас есть улица на которой ряды разных магазинов протяжённостью с полкилометра. Так я и нашёл первых клиентов.
Потом начал искать клиентов по телефону, для этого использовал телефон и различные справочники с контактами предприятий.
Рассылал коммерческие предложения по электронным адресам разных компаний. В принципе все эти действия продолжаю делать до сих пор.
Необходимо постоянно улучшать навыки продаж. По сути они являются одними из главнейших умений для предпринимателя. Нет продаж — нет денег, нет денег — нет бизнеса. Продажи это топливо для бизнеса.
Маркетинг
Маркетинг ещё один из способов поиска и привлечения клиентов. К нему можно отнести:
Продвижение товаров и услуг на рынке
Удовлетворение при этом потребностей клиентов
Подробнее про маркетинг можно почитать в Википедии
Продвижение товаров и услуг на рынке
Сюда можно отнести создание своего сайта, проведение различных акций, какие-то дополнительные опции для клиента.
Совершенствование процесса производства, расширения линейки предлагаемых товаров и услуг и многое другое. В общем все те действия, которые помогают нам эффективно продавать и вести свой бизнес.
Удовлетворение потребностей клиентов
Если Вы ведёте бизнес правильно, то Вы автоматически будете удовлетворять потребности клиента. Для этого просто нужно быть внимательнее к людям. Пример: многие мои клиенты являются ип и они выполняют множество функций в одном лице. Есть такая поговорка — И швец и жнец и на дуде игрец. Это про них.
Для них было очень удобно когда я делал им доставку заказа, потому что, если они поедут за ним сами они теряют врем — деньги. В этот момент их точка остаётся без продавца.
Реклама
Третий способ как найти клиентов это реклама. Любая доступная для Вашего бюджета.
Я использовал:
- Рекламу в газете
- В интернете: Яндекс -директ; социальные сети Мой Мир, Вконтакте, Одноклассники; электронные доски объявлений, городские сайты
- Рекламу на телевидении: бегущей строкой, и видео страничкой с начиткой
- Радио
- Наружную рекламу: вывески, расклейка объявлений
- Смс — рассылку
- Рекламу в транспорте (в автобусах городских маршрутов)
- Распечатка своими силами рекламных материалов (визиток, флаеров, буклетов) и их распространение
При этом рекомендую вам отслеживать каждого клиента. То есть когда Вам звонят для заказа в процессе разговора обязательно уточнять откуда клиент узнал о Вас. Таким образом узнаете какой рекламный канал, или другой способ наиболее эффективен.
Рекламы много не бывает говорят, однако реклама стоит денег. И денег не маленьких, по величине своих затрат на неё, я бы разбил её так в порядке убывания стоимости:
- Тв
- Наружная реклама
- Радио
- Реклама в транспорте
- Смс — рассылка
- В интернете
- Распечатка рекламных материалов
Поэтому необходимо считать. Также такой анализ даёт представление, как вообще приходят клиенты, откуда их идёт больше.
Из своего опыта скажу, что самым эффективным способом привлечения клиентов — это сарафанное радио. Клиенты сами о Вас говорят своим друзьям и знакомым.
Пока я его не изучил сильно, в дальнейшем если Бог даст, изучу и напишу. Сейчас же примерно понимаю, что просто клиентам нравится, то как мы выполняем их заказы и они делятся этим с другими людьми.
На второе место я поставлю прямые продажи. на третьем месте маркетинг — общие действия по продвижению своей фирмы на рынке.
Ну и в заключении это реклама. Самый затратный, но не самый эффективный способ. Из всех каналов рекламы лучшим для меня является реклама в городской газете объявлений, интернет и раздача собственных рекламных материалов.
Вот в принципе и всё. Спасибо за внимание!
Если Вы сами занимаетесь бизнесом по изготовлению оперативной полиграфии, напишите пожалуйста как Вы ищите клиентов. Буду Вам очень благодарен!