Любой новый бизнес изначально рождается как идея. Если она оригинальна и не копирована с существующих проектов, то такой бизнес-проект относится к категории стартапов (startup).
Как правило, стартап создается в условиях высокой неопределённости – как с точки зрения перспектив успешного развития, так и сроков его окупаемости. Для реализации стартапа необходимы финансовые вложения, причем часто довольно крупные. У начинающего предпринимателя необходимые средства зачастую отсутствуют.
В этой ситуации стартап входит в самый тяжелый этап своего развития. Начинаются поиски инвесторов, то есть лиц, имеющих необходимые свободные средства и готовых вложить их в новый бизнес. Инвесторами могут быть юридические лица, в том числе венчурные фонды, а также частные лица. Цель венчурного фонда состоит в получении прибыли путем вложения средств в рискованные бизнес-проекты.
Поскольку в большинстве случаев фонды используют пенсионные или страховые вклады, а также вложения частных лиц, то инвестором может быть партнер фонда. В отличие от фондов венчурных инвестиций, вложения частных инвесторов не требуют отчета перед вкладчиками. Частных лиц, готовых еще на этапе разработки идеи вложиться в стартап, иногда называют бизнес-ангелами.
Рассмотрим некоторые вопросы поиска и привлечения частных инвесторов. Основным поисковым полем является интернет. Процедура поиска включает размещение объявлений, анализ поступающих предложений.
Весьма эффективно участие в конкурсах, проводимых специально для стартапов. Многим потенциальным инвесторам предпочтительней увидеть оформленный прототип стартапа или описание его идеи. В процессе проведения конкурса, начиная с полуфинала, участники могут начинать реализацию проекта. Победитель конкурса получает заявленный изначально призовой фонд.
В процессе поиска следует ориентироваться на несколько простых правил:
- нужно всегда помнить о безопасности и предоставлять краткое описание проекта, не раскрывая полностью идею;
- каждое предложение возможного инвестора должно быть всесторонне проанализировано с обсуждением условий сотрудничества;
- не следует связываться с посредниками.
При установлении личных контактов следует учитывать, что инвесторов в первую очередь интересуют вопросы прибыли и личной выгоды. В процессе переговоров пользуются фактическими показателями, статистическими данными, прогнозами. Необходимо сообщать ту информацию, которую хотел бы знать инвестор для принятия решения.
Основные правила проведения переговоров с инвесторами
Содержание статьи
1. Потенциальный инвестор в процессе беседы должен чувствовать себя комфортно. Не следует создавать о себе впечатление бизнесмена, равного по финансовому статусу инвестору. Не стоит приезжать на беседу на арендованной элитной иномарке, одетым в вызывающе шикарный костюм и увешанным дорогостоящими браслетами и часами.
Инвестор может просто не понять цель посещения. Конечно, униженно подавать себя также не следует, но понимать свое место в этом процессе нужно очень четко. Естественность подходит для любой ситуации.
2. Не следует пытаться пользоваться преувеличением достоинств и перспектив представляемого проекта. Опытного инвестора интересуют, прежде всего, объективные сведения, факты и оценки. Для ознакомления с ними полезно представить грамотную информативную презентацию, содержащую в том числе сведения о состоянии интересующего сегмента рынка, карту доходов и затрат, потенциальные опасности.
Не следует скрывать недостатки. Необходимо учитывать, что прежде чем рисковать капиталом, инвестор тщательно проанализирует всю необходимую информацию.
3. Размер запрашиваемых инвестиционных средств должен быть реален и детально обоснован. Для этого предприниматель должен предоставить бизнес-план, который дает инвестору ответы на следующие вопросы:
- какой продукт выставляется на рынок;
- каков спрос на этот продукт;
- какие требуются ресурсы, их стоимость;
- оценка рыночной цены продукции;
- планируемый размер доходов;
- величина и срок окупаемости инвестиций.
Должна быть описана маркетинговая стратегия, а также рекламная кампания.
4. Инвесторы предпочитают участвовать в бизнес-проектах, осуществляемых предварительно собранной командой. Информация о том, как участники команды обеспечивают предлагаемый бизнес-проект, является весьма полезной для инвестора. Положительно воспринимается наличие у команды опыта участия в аналогичных или похожих стартапах.
Правильное распределение полученных средств
Использование в стартапе полученных денежных средств производится с учетом текущей ситуации. В случае, когда продукта еще нет, основная сумма вкладывается в разработку. При этом добиваются максимально быстрого появления продукции, что позволяет приступить к ее реализации.
В результате начинается формирование групп клиентов, и распространяется информация о новинке. Далее денежные средства концентрируются на направлениях рекламы и других способах продвижения продукта.
В заключение следует заметить, что результаты стартапов могут быть самыми ошеломляющими. Примерами тому служат проекты Билла Гейтса и Марка Цукерберга.