Бизнес-план представляет собой краткое, но максимально точное и доступное описание модели будущего предприятия. Он является наиболее важным документом при открытии собственного дела, потому что с его помощью можно управлять процессом стратегического планирования.
В бизнес-плане производится оценка возможностей проекта, которая важна и для самого начинающего предпринимателя, и для потенциальных кредиторов. Также в нем анализируются возможные проблемы, рассчитываются требуемые капиталовложения и возможная прибыль. Чтобы понять, как примерно такой документ должен выглядеть, можно найти пример в интернете и на его основе составить собственный.
Цели и задачи
Содержание статьи
Любой бизнес-план фирмы имеет две цели. Во-первых, он позволяет потенциальному инвестору ответить на вопрос, стоит ли вкладывать в данный проект финансовые средства. Во-вторых — это источник информации для тех людей, которые непосредственно занимаются реализацией проекта.
При помощи правильно составленного бизнес-плана предприниматель может решить следующие задачи:
- выделить основные направления деятельности организации;
- найти целевую нишу для фирмы;
- сформулировать цели фирмы как долгосрочные, так и краткосрочные, а также пути их достижения;
- выбрать товары или услуги, реализация которых будет входить в сферу деятельности предприятия;
- назначить лиц, отвечающих за решение стратегических вопросов;
- определить возможные издержки;
- составить план маркетинговых мероприятий;
- оценить финансовое положение фирмы;
- предусмотреть возможные сложности, которые могут возникать во время деятельности.
Конечно, для того, чтобы данные цели и задачи были достижимы и решаемы, структура бизнес-плана должна быть правильной и четкой.
Содержание
Стандартный бизнес-план состоит из следующих частей:
1. Краткая аннотация бизнес-плана. Данный раздел представляет собой краткий обзор, который включает данные о предпринимателе, предприятии, ситуации на рынке, экономические показатели и т.д. Если планируется привлекать иностранных инвесторов, то аннотация составляется как на русском, так и на английском языке.
2. Описание предприятия. Здесь характеризуется фирма, при этом большее внимание следует уделить тем чертам, которые выгодно отличают ее от других подобных организаций.
3. Описание продукции. В данном разделе, который в обязательном порядке включает структура бизнес-плана, должна присутствовать информация о товарах или услугах предприятия, их отличиях от аналогичной продукции фирм-конкурентов, а также планы развития производства и реализации.
4. Анализ рынка. Здесь отображается потенциальный рынок сбыта товаров и услуг, возможности предприятия на данном рынке, а также затраты, которые связаны с выходом туда и возможные риски.
5. Производственный план. В этом разделе должно находиться подробное описание пути эффективного производства товаров или услуг и отправки их потребителю. Также здесь должен присутствовать календарный план, в котором отражается последовательное выполнение работ.
6. План сбыта. Раздел включает стратегии, по которой будут проводиться продажи.
7. Финансовый план. Данный раздел позволяет оценить, способно ли предприятие обеспечить в дальнейшем достаточный объем денежных поступлений для возврата долга кредиторам или выплаты дивидендов инвесторам. Если специалист, составляющий план затрудняется с выбором финансовых показателей, то можно изучить образец подобного документа.
8. Анализ чувствительности проекта. Здесь анализируется устойчивость проекта к изменению внешних и внутренних показателей.
9. Экологическая и нормативная информация. Здесь приводится информация по воздействию проекта на окружающую среду, а также соответствие имеющимся нормативам.
В принципе, данная структура является наиболее правильной и полной. Бизнес-план, включающий все эти разделы, помогает максимально точно отобразить всю требуемую информацию.
Для чего?
Бизнес-план помогает определить, какой вид деятельности следует выбрать для выхода на рынок, а также каков будет спрос, какие ресурсы потребуются для реализации проекта и какие будут в итоге доходы. Любой начинающий предприниматель обязательно должен составлять бизнес-план, особенно, если дело качается привлечения кредиторов или инвесторов.
Это инструмент для решения задач стратегического планирования.
Чтобы документ был максимально полно составлен, для основы можно использовать примеры, которых представлены в свободном доступе.